
Старшему поколению были хорошо знакомы имена Зои и Александра Космодемьянских. Брат и сестра, смелый танкист и замученная гитлеровцами партизанка, оба – Герои Советского Союза. Книгу «Зоя и Шура», написанную матерью героев, читали после войны все школьники страны.
У нас на тверской земле есть свои Космодемьянские – брат и сестра Константиновы, Тамара и Владимир, тоже Герои Советского Союза. Больше в стране таких звездных братьев и сестер не было. Зоя и Александр погибли, Тамара и Владимир прошли войну и остались живы.
Напомним читателю о семье, в которой выросли будущие герои. Мать Тамары и Владимира, молодая учительница, блестяще окончившая гимназию, в годы гражданской войны оказалась в деревне. Здесь и встретила Федора – красавца силача с необычной судьбой. В первую мировую он служил солдатом, попал в плен, бежал, долгие месяцы через всю Европу добирался до родного дома в деревне Нигерево ныне Лихославльского района. Молодая семья после рождения детей перебралась в город, отец пошел работать на фабрику. В 1937 году он умер. Мать тяжело заболела, стала инвалидом. Жили бедно, но дружно. Дети с малых лет были очень ответственными и заботливыми.
Тамара, старшая, после окончания 9 классов уехала в Рязанскую область, в город Скопин, поступила в горный техникум. Прожить на стипендию было трудно, и она пошла работать учителем начальных классов в одну из скопинских школ.
В те годы молодежь увлекалась авиацией. Любимыми героями были Чкалов, Громов и другие покорители неба. Тамара поступила в аэроклуб. Днем работала, вечером осваивала летное дело. Она охотно занималась планеризмом, научилась уверенно управлять самолетом У-2. В аэроклубе Тамара познакомилась с Василием Лазоревым. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Тамара верховодила среди девушек-курсантов. Как лучшую выпускницу ее назначили инструктором. Скоро в молодой семье родилась дочка Верочка, и Тамара с Василием перебрались в Калинин, к матери Константиновой. Здесь Тамара работала летчиком-инструктором в местном аэроклубе, а Василий продолжил учебу в Батайском летном училище. Пример сестры и ее мужа не мог не повлиять на Владимира. После школы он поступил в Оренбургское авиационное училище.
С началом войны Василий прямо с курсантской скамьи уехал на фронт. Тамара, окончив курсы медсестер, работала в одной из авиационных частей.
Василий сражался в небе Ленинграда, в одном из боев был сбит, сильно обгорел. Его отправили в госпиталь в Пермь. Три месяца врачи безрезультатно пытались спасти жизнь летчика. На могиле мужа Тамара приняла решение тоже стать военной летчицей. Она пишет матери: «Еду на фронт. Если погибну, мама, не бросай Верочку».
Но не так просто женщине попасть в летную действующую часть. В военкомате ей сказали: «На летчиков разнарядки пока нет. Ждите». Но просто ждать Тамара не желала. День за днем приходила она в военкомат, и в конце концов ее зачислили в роту связи на Волховском фронте водителем грузовой машины. «Ничего, – сказала летчица. – Машина не та, но все ближе к передовой».
Подразделение, хотя и числилось ротой связи, за исключением командира и двух его помощников состояло из девушек и занималось доставкой снарядов к линии фронта. Артиллерийские обстрелы и налеты вражеских истребителей быстро стали обыденным явлением в их фронтовой жизни. Но Тамара продолжала писать рапорты с просьбой зачислить ее в авиацию. И в конце концов добилась своего – села за штурвал самолета развозить секретную почту. Летать приходилось не только в темноте, но и в светлое время суток, и ясный, солнечный день стал ее недругом. Дважды она прилетала на изрешеченном снарядами самолете. Но ей мечталось о боевой машине, о грозном оружии, чтобы рассчитаться с врагом за все.
В конце концов ее настоятельную просьбу удовлетворили. В мае 1944 года Тамара попала в 15-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, где успешно освоила штурмовик Ил-2. И уже в июле прибыла в 566-й штурмовой авиаполк 277-й авиадивизии на Ленинградском фронте под Кингисеппом. Ей вручили новенький Ил-2 с бортовым номером 10. И началась боевая работа…
Сначала многие летчики поглядывали на новенькую с усмешкой: женщина на штурмовике?! Виданное ли дело? Она терпела и косые взгляды, и не слишком удачные шутки. Впрочем, насмешки скоро прекратились: Тамара не хуже мужчин владела машиной, в воздухе держалась отважно, проявляла смекалку и умение помочь. К тому же стало известно, что на фронт женщина пришла, чтобы отомстить за гибель мужа, и отношение к ней стало уважительным. Стрелком-радистом в экипаже Константиновой стала молоденькая девушка Шура Мукосеева, раньше служившая мотористом. Тамара была довольна помощницей. Брату на фронт она писала: «Как это хорошо, когда у тебя за спиной верный, надежный товарищ. Идя в атаку, я никогда не смотрю назад. Уверена, туда смотрит Шура. И все видит. Еще не было случая, чтобы вражеский истребитель атаковал нас внезапно. Двух она уже сбила. Короче, я за ней как за каменной стеной».
Вместе с другими летчиками Тамара летала на штурм вражеских позиций, на разведку переднего края обороны противника. В одном из вылетов ее самолет был подбит, пришлось идти на вынужденную посадку. Еле-еле дотянула до своей территории.
Позади остались бои за Нарву и Псков, наши войска освободили Эстонию. Вот и Восточная Пруссия. В декабре 1944 года лейтенант Константинова, ставшая кавалером нескольких боевых орденов, переводится в 999-й полк той же 277-й дивизии. Переводится с повышением: командиром звена. К тому времени слава о женщине-штурмовике гремела уже по всему Ленинградскому фронту. В летной книжке Тамары записи: «Штурмовой удар по зенитным и артиллерийским батареям противника, щтурмовой удар по траншеям в районе Раушен, Шигиштимен, Хабихтау, Бракупенен, удар по эшелону противника на железнодорожном перегоне, удар по танкам противника, разведка…» Командир полка Павел Зеленцов, говоря о летчице, отмечал, что она отлично летает, точно бомбит и стреляет, четко держится строя, а еще она надежный товарищ в бою.
Вскоре ее назначают заместителем командира эскадрильи, а затем ее штурманом. Поддерживая наступающие войска Ленинградского, а затем 3-го Прибалтийского фронтов, ее эскадрилья уничтожила большое количество техники врага, обеспечив продвижение наших танков и пехоты. Не уклонялась пилот Константинова и от схваток в воздухе с фашистскими истребителями. О ее боевой деятельности «Военно-исторический журнал» писал : «В Восточной Пруссии Тамара Федоровна за три месяца сделала более 40 боевых вылетов. Меткими штурмовыми ударами она уничтожила и повредила много техники противника. Во время одного из вылетов она обнаружила и уничтожила хорошо замаскированную батарею врага, обеспечив тем самым продвижение нашей части. В другом бою летчица, преодолев зенитный огонь, прорвалась к Кенигсбергу и нанесла бомбовый удар по военным объектам. В районе Цинтен она за один вылет 12 раз штурмовала огневые позиции врага и уничтожила 4 орудия».
В одном из вылетов во время атаки танков группа наших штурмовиков попала под интенсивный зенитный огонь. Константинова ощутила удар в мотор самолета, вслед за этим увидела изморозь на стеклах фонаря и почувствовала характерный запах гари. Тяга падала, самолет стал терять высоту. А под крылом – буераки, овраги, бой… Летчица пробовала менять обороты, включала форсаж, чтобы восстановить устойчивую работу мотора, но безрезультатно. Товарищи продолжали атаковать цель, а Тамара, выйдя из строя, повернула штурмовик на восток. Вражеские зенитки сосредоточились на раненом самолете, и тут же, откуда ни возьмись, его с двух сторон атаковали два немецких истребителя. Тамара ударила по ним из всего оружия, какое было на Ил-2. Один «мессер» задымил, а второго отогнали наши подоспевшие истребители. Совсем немного недолетела Тамара до своего аэродрома. Села на ровное поле, окруженное вековыми деревьями. При осмотре оказалось, что у штурмовика полностью перебита водяная труба, ведущая к радиатору. Все это время мотор тянул, охлаждаясь, по существу, одним только маслом.
К концу войны Тамара Федоровна совершила 69 успешных боевых вылетов. 29 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, нашей землячке было присвоено звание Героя Советского Союза.
Любовь ИЛЬИНА, Тверская жизнь