
Бывая в командировках по району, с печалью смотрю на развалившиеся строения бывших ферм, заросшие поля, осиротевшие, без детского смеха, закрытые на замки здания школ. Не дает покоя вопрос, кто и когда вдохнет в них жизнь. Когда же находишь позитивную информацию, птицей взметается над бумагой перо: быстрее успокоить, зарядить оптимизмом своих читателей, неравнодушных к судьбе российской деревни.
Задача эта непростая. Посмотрите: с карты Российской Федерации, начиная с 2002 года, исчезло 8,5 тысячи сел. К сожалению. Ведь село небезосновательно считается донором экономики страны: в трудные времена крестьянские и фермерские хозяйства помогали выходить из сложных ситуаций, обеспечивая население продовольствием.
В Тверской области ведущая роль сегодня в этом обеспечении принадлежит животноводству. Им занимаются и в нашем районе — как коллективные, так и фермерские хозяйства.
Вот уже 20 лет существует КФХ бывшего педагога, а ныне индивидуального предпринимателя Надежды Викторовны Шейко. Внешне хрупкая, интеллигентного вида женщина признавалась прежде, что мечтает о большой свиноводческой ферме. Сбылись ли ее надежды? Спустя годы можно сказать, что отчасти.
Еще будучи педагогом, она параллельно контролировала работу пилорамы и вела дела на ферме. Оставив школу, взяла магазин. Но ставку делала на ферму, где бывало до 20 свиноматок. Держала на откорме до 80 голов — на продажу мяса. Требовала внимания и семья, в которой подрастали две дочки. Удивительно, как справлялась со всем! Лицо никогда не выдавало усталости — всегда светилось затаенной улыбкой, по-доброму светились карие глаза.
Остается только восхищаться нашими землячками, способными тащить на себе тяжкий груз крестьянских забот. Именно такие и окружали ее, помогали в труде: в основном весь уход за свиньями осуществляла Валентина Пономарева, сторожила Татьяна Кириллова. Да, был «в штате» и мужчина, который занимался ремонтом клеток, косил — Александр Галкин. Но всю ответственность за поголовье несли они, «слабые и хрупкие».
Трудностей хватало всегда. Как вспоминает Надежда Викторовна, главная была с кормами. Из-за их дороговизны приходилось снижать поголовье. Выручала договоренность на поставку из ближнего зарубежья — привозили тогда из Белоруссии.
Новую проблему для свиноводов создала «африканская чума», вспышки которой наблюдаются по России со 2 июня 2011 года. Фермеры, занимающиеся свиноводством, оказались, как говорится, в подвешенном состоянии. Был объявлен карантин, запрет на продажу мяса и скота в живом виде. Реализации никакой, но кормить-то свиней надо. Лишь при малейшем спаде напряженности производили забой, а о воспроизводстве в последнее время и не думали. Снизилось поголовье и в хозяйстве Шейко…
- Ветеринары не советовали нам полностью избавляться от поголовья — надеялись на морозную зиму, но первая ее половина оказалась теплой, — сокрушаясь, произнесла Надежда Викторовна во время нашей недавней встречи.
И я понимала ее состояние: «африканская чума» рушила все надежды. В КФХ мечтали развести мясную породу «вьетнамку», уже договорились о покупке. Но нельзя было, как оказалось, ни только вывозить, но и ввозить свиней в живом виде.
К этой проблеме добавилась еще одна: для клеймения мяса для продажи и получения соответствующей справки теперь необходимо возить его в Торжок или в Тверь. Ладно, сейчас, а по теплу? Руководитель переживает: в каком состоянии будет мясо, если вдруг доведется вернуться назад, к примеру, в случае плохо проставленной печати?
Да мало ли других забот! Только не по зубам им сильная духом фермерша. Устав работать в убыток, чтобы подстраховаться от полного разорения, решилась взяться за разведение овец. Взялась, зная, как это сложно. Пока не пожалела о своем решении. Ей посоветовали приобрести мясо-шерстную породу «финский ландрас» — она хороша длинной мягкой шерстью и большим выходом мяса. Овцы крупные, спокойные, как оказалось. Когда поехали в соседний район к женщине, занимающейся племенным козоводством и — попутно -овцеводством, они так понравились, что сразу и взяли 13 голов.
За три месяца овцы освоились, и уже есть намерение заняться их покрытием. В будущем фермер планирует приобрести племенного барана. Задумывается, где же торговать мясом. Выкуплено старое здание магазина, которое прежде арендовалось КФХ. Вместо снесенной части здания уже возведена пристройка, подведена под крышу. Как призналась Надежда Викторовна, средств на отделку нет, придется, видимо, брать кредит.
Возможно, принимаемые правительством России меры поддержки фермеров дойдут до каждого конкретного человека и на лихославльской земле. Вспомните об обещании оказывать господдержку в оформлении в собственность земель сельхозназначения! Осуществляется и финансовая поддержка агропромышленному комплексу в форме субсидий, в том числе на приобретение племенного скота или техники. В течение прошлого года сельхозпроизводителям снизили цены на ГСМ.
Правительством Тверской области также принято постановление о предоставлении субсидий на поддержку и развитие птицеводства и овцеводства. Они могут быть направлены на закупку кормов, реконструкцию и модернизацию действующих животноводческих объектов, приобретение племенного скота, сельхозтехники.
Не отказывают в поддержке фермерам и в администрации района, в том числе, в реализации продукции. Т.В.Орлова, заведующая отделом АПК, постоянно приглашает сельхозпроизводителей участвовать в сельхозярмарках района и Твери, предлагает организационную помощь.
Похоже, на село стали обращать внимание, появилось больше различных программ. Чувствуется, что государство заинтересовано в возрождении села. Только хотелось бы еще большей, конкретной поддержки для наших фермеров, ведь в основе своей это трудолюбивые люди, не теряющие надежды ни в каких передрягах, радеющие за процветание родной земли.
С.ПОЗДНЯКОВА, Наша жизнь