
Нет ничего прекрасней правды, которая необыкновенна. Короткая совместная жизнь на войне, даже не жизнь, а свидания… Анна и Владимир Подгорбунские – две звезды на безмерном небосклоне Великой Победы. Одна давно принадлежит неземному миру, вторая живет в поселке Калашниково Лихославльского района. Анне Константиновне 93 года. В свои годы она сохранила обаяние женщины, душевной молодости, которая пленила на фронте лихого разведчика Владимира Подгорбунского.
Беспризорник, ставший героем
В семье Владимира Подгорбунского сохранились фотографии матери и отца. Отец воевал в гражданскую в отряде Сергея Лазо, зверски убит белогвардейцами в 1918-м. Мать ушла в партизанский отряд и воевала до окончания гражданской. Умерла рано. Сирота воспитывался в читинском детдоме с революционным названием «Привет красным бойцам». Учился профессии, но затянула легкая жизнь. К 19 годам приобрел 36 лет судимостей: за бродяжничество, кражи, побеги из колоний. В колонии Владимир в письменном виде покаялся за прошлое перед Всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым. Письмо дошло до адресата. В 1936 году 20-летний Подгорбунский получил свободу и был призван в Красную Армию. Отслужил три года. Еще через два началась война.
Его фронтовой путь – Калининский, Брянский, Воронежский, 1й Украинский фронты. За три года его повысили в звании от рядового до капитана. Бывший беспризорник, ставший разведчиком, проявлял чудеса героизма. Для командиров, сослуживцев он был непререкаемым авторитетом. Мужество ценилось на войне втридорога. Умение в любой обстановке взять «языка» вызывало белую зависть. Командир 19й механизированной бригады, где воевал Владимир, полковник Липатенков говорил: «Удивительные дела совершает. Такое иногда сотворит, что и поверить невозможно. А пошлешь проверить – все точно. У таких людей какая-то обостренная, скрупулезная честность. Он как бы щеголяет ею: «Вот вы, небось, мне не верите, так посмотрите сами!». Смотрим, удивляемся. Снова смотрим – все точно!».
О Владимире Подгорбунском сочиняли стихи и песни. Однополчанин Николай Лобода посвятил другу балладу:
Как будто заново родился:
Комсоргом батальона стал,
В героях прочно утвердился,
Он закаленный, как металл.
С победой выходил из боя,
Не за лихачество почет,
Нет, в каждом подвиге героя
Смекалка, хитрость и расчет.
Выдающегося разведчика знали во всей танковой армии, которой командовал Михаил Катуков. Он лично знал лучшего офицера разведки, которого без преувеличения называли гением разведки.

Первая встреча, последняя встреча
Свою первую и главную любовь жизни Анну Белякову он встретил в 1943 году в украинском городе Сумы. Анна была моложе Владимира на шесть лет. В Калашникове до войны большая семья бедствовала. Каждый по мере сил и возможностей зарабатывал на кусок хлеба. С младых ногтей Аню пристроили в няньки. Перед войной баюкала детишек в Москве в семье летчика, в 1940м вернулась на родину.
Родина оделась в шинели. Тыл взял в руки лопаты. Аня вместе с товарками рыла противотанковые рвы. В 29-ю армию, часть которой стояла в Калашникове, устроилась прачкой. 19 декабря 1941 года Анна Белякова ушла на фронт добровольцем. Ее 74-й банно-прачечный отряд 29-й армии прошел путь с Тверской земли до Польши.
Судьба осчастливила Анну. С подругой отправились заказывать в ателье платье. Добирались до портных в машине с военными. Старший лейтенант Владимир Подгорбунский влюбился в тверскую красавицу с первого взгляда. Девушка откликнулась не сразу. В переписке Владимир посылал ей стихи:
Вспомнил тебя, и взгрустнулось немного.
Вспомнил глаза я и губы твои,
Все забрала фронтовая дорога:
Мысли, надежды и чувства мои.
Жди, дорогая, а радость былую
Снова вернем, как закончим войну,
Снова тебя обниму, поцелую,
Встретим, как прежде встречали весну.
(6 декабря 1943 года)
«Здравствуй, Аня! Первым долгом я должен тебе сообщить, что вчера я получил Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении мне звания Героя Советского Союза… И те мои обещания и клятвы выполнены с честью… Твой Володя. Крепко целую. Пиши чаще» (17 января 1944 года).
Они стали мужем и женой по зову сердец и по приказу 8-го отдельного мотоциклетного батальона. Было это 10 мая 1944 года – за год до победных залпов.

В боях за Украину, Польшу герой был тяжело контужен, частично оглох и начал заикаться. Его лечили в госпитале на территории Польши. Рядом от госпиталя стоял Анин банно-прачечный отряд. Подгорбунского комиссовали, но командование приказало еще раз пойти в разведку. В госпитале выписали справку о полном выздоровлении. Анна Константиновна вспоминает: «Он сказал мне, что если я не разрешу ему идти в разведку, он не пойдет. Но не могла я ему этого сказать. На прощанье он долго-долго махал мне рукой. Я его отпустила. Навсегда».
Его группа попала в засаду. Командир был ранен в ногу. Владимира эвакуировали на машине, которую разбомбило. Ранение в живот оказалось смертельным.
Его перезахоронили в польском Сандомире в братской могиле № 218. Тридцать лет назад установили памятную доску: «Герой Советского Союза гвардии капитан Подгорбунский В.Н. Погиб 19.08.1944».
На открытие приехала его дочь Галина. Жене передали медальон с прядью волос мужа. Медальон – главная реликвия Анны Константиновны, в нем еще фотография мужа и дочери.
Герой Советского Союза Владимир Подгорбунский был награжден высшей наградой государства – орденом Ленина, орденами Красного Знамени, двумя – Красной Звезды, медалью «За отвагу».
Имя Владимира Подгорбунского увековечено в Чите в названии улицы и детского дома.
Анна Константиновна работала на электроламповом заводе. Она богата наследниками: дочь Галина, две внучки, две правнучки и два правнука.
Об этой удивительной семье Тверская библиотека имени Герцена рассказала в библиографическом очерке. Персональный поклон двум людям из миллионов защитников Отечества, поклон их любви, о которой мечтает каждый из ныне здравствующих и занимающихся воспитанием чувств.