Информация на сайте предназначена для лиц старше 18 лет.
И в руке его горит маленький фонарик
Как для Сафарбека из Таджикистана Осиновая Гряда и Вески стали родными
Фото: Александр Солодков, tverlife.ru

Слов в ней немного, зато действие какое: наскочить на злодея паука и освободить добродушную героиню сказки Чуковского:

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

Мы сидим с Сафарбеком в вестибюле теперь уже его родной средней школы в деревне Вески Лихославльского района. Он рассказывает, что в театральный кружок районного Дома культуры записался вместе с другом Игорем Алексеевым в начале этого учебного года. Занятия – три раза в неделю. После уроков в город добираются без проблем, а оттуда домой уезжают на служебном автобусе предприятия «Светотехника».

Уже шесть лет дом Сафарбека не в Таджикистане, а в поселке под Лихославлем Осиновая Гряда. Когда-то там находилось крупное торфопредприятие. После его закрытия люди были вынуждены искать работу кто где. Приобретая дом в глубинке района, отец уже знал, что будет работать в столице и приезжать к своим только по выходным и праздникам. Иначе не прокормить большую семью, в которой шестиклассник Сафарбек – старший. Его младшую третью сестренку мама возит еще в коляске.

Конечно, было интересно узнать, откуда мальчуган так хорошо знает русский. Не просто говорит на нем без акцента, а как-то вольно, рассудительно. Ведь с молоком матери он впитывал другой язык, родной по крови. Оказывается, большую роль здесь сыграл дедушка, учитель русского языка. Он говорил внуку: «Солнце светит одинаково для всех, кто хочет это видеть. Учись и знай: если мир не мирится с тобой – ты мирись с миром». Слова эти Сафарбек запомнил с малолетства, но их глубокий смысл ему предстоит еще постигать и постигать.

В этом году на районном конкурсе юных чтецов он занял второе место. Это событие проходило в рамках Всероссийского конкурса «Живая классика». Сафарбек читал отрывок из рассказа Андрея Платонова «Никита». Отрывок удачен в том плане, что его можно прочувствовать эмоционально: от детских страхов одиночества до момента, когда с фронта возвращается отец и они вместе мастерят что-­то для дома. Пятилетнему Никите дали выпрямлять молотком кривые гвоздики: «Когда он выпрямил первый гвоздик, то увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шляпки». И заканчивается рассказ так: «Отец знал, что Никита родился у него добрым и останется добрым на весь свой долгий век».

Сафарбек читает мне этот отрывок так проникновенно, как тогда на конкурсе. Все настроения маленького платоновского героя отражаются в его глазах с неправдоподобно длинными ресницами. После выступления ему было приятно услышать мою похвалу: «Да ты прямо артист!».

– Но я еще не решил, кем буду, – рассуждает мой собеседник. – Главное, получить хорошее образование. Тогда выбора больше.

– Это кто же тебе дал такой мудрый совет? – спрашиваю его.

– Мама и папа.

Честь и хвала таким родителям! Но Сафарбек действительно еще не знает, что ему ближе: литература или математика. Ведь и по математике у него тоже все хорошо. Он с удовольствием решает задачи. Еще больше любит читать разные книги, которые берет в местной поселковой библиотеке. Но, как старший ребенок в семье, он должен во всем помогать маме. И дома, и в огороде. Его маленькая сестренка все время просится на улицу, и маме приходится с ней подолгу гулять.

А с двумя другими своими сестрами он каждое утро садится в школьный автобус, который везет их в Вески. Это от дома около десяти километров. Сафарбек считает, что ему со школой повезло, потому что хочется ездить на уроки, встречаться с друзьями и учителями.

– Знаете, что я больше всего ценю в нашей школе, – сказала мне потом ее директор Екатерина Николаевна Веселкова, – доброжелательность. У нас одна национальность – детская. Они же схожи, наши дети, в реакциях на добро, зло, на окружающий мир. В своей повседневной работе мы не помним, кто из них таджик, молдаванин, азербайджанец. И к достаточно сложным для русского уха именам привыкаем быстро. Правда, вечером посмотришь телевизор, и другой раз становится страшно: какие страсти бушуют на национальной почве! Так хочется уберечь от них наших детей!

Думаю, что у школы сегодня, помимо всего прочего, огромная задача – выдать в жизнь человека, чье сердце не будет заходиться от ненависти к иноплеменнику.

Мне сразу вспомнились слова дедушки Сафарбека: «Если мир не мирится с тобой – ты мирись с миром». Эту народную мудрость он передал внуку, уехавшему в Россию. И я подумала вот о чем: России, чтобы выжить, безусловно, нужно прирастать порядочными и трудолюбивыми людьми.

Реально этот ресурс может дать ближнее зарубежье. Но как наотмашь мы приклеиваем ярлыки к целым народам! Идем на поводу у гневливых речей. В теме межэтнических отношений у нас гуляют «цунами», смывающие все и вся. Я рассказываю только об одном маленьком человеке, чтобы этих несправедливых обобщений было меньше. Мы плохо друг друга знаем! Слишком мало конкретных симпатий, не говоря уже о контактах. Вот почему сегодня действительно так важна миссия школы, где естественным образом закладываются эти симпатии и понимание того, кто рядом с тобой. С этим пониманием ребята выйдут во взрослую жизнь. Не надо никаких «плавильных котлов», пусть каждый бережет свои корни и принимает другого без предвзятости.

Вдается ли Сафарбек сегодня во взрослые тревоги? Конечно, нет. Из счастливого детства он вступает в отрочество, надеясь, что у него здесь, в России, все будет хорошо. А чего он ждет завтра? Да белого-белого снега, который очень любит. Вот, правда, зернышки граната стали лакомством. Это теперь его жизнь с новыми друзьями, долгой зимой, мечтами и надеждами здесь, в России. Ожесточить это сердце – значит разрушить что-­то дорогое для всех нас, верящих в добро и справедливость.

Осторожно я коснулась в нашем разговоре национальной темы. Ведь Сафарбек по вечерам смотрит телевизор, а там все чаще идут бурлящие репортажи с бедой и кровью. Что он думает об этих взрослых с искаженными лицами, ищущих свою правду? И вот что сказал ребенок:

– Когда человек приезжает и честно работает – это же хорошо. А всех преступников надо ловить.

Мы только на пять минут зашли в класс, где учится Сафарбек. В нем всего девять человек. С разрешения учительницы Галины Алексеевны Савченко, которая вела урок обществознания, сделали этот снимок. Одноклассников не нужно было упрашивать улыбнуться в кадр. Это получилось само собой. Сафарбек в белой водолазке сидит третий справа в окружении своих друзей…

Татьяна МАРКОВА, Тверская жизнь

Другие материалы рубрики

Как много жителей достойных…
Как много жителей достойных…

В День района в Лихославле чествовали тружеников и перспективную молодёжь

«Край сплетённых судеб…»
«Край сплетённых судеб…»

Вышел в свет фильм о людях многонационального Лихославльского района

2008 - 2017 © 360tver.ru
360Тверь.ру — Новости Лихославля, Торжка, Калашниково, Спирово. 18+
Информация на сайте предназначена для лиц старше 18 лет.

Все права охраняются законодательством Российской Федерации.
Использование материалов сайта допускается только при наличии активной гиперссылки на него.




Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Система Orphus


Создание сайтa - ТверьWeb